Часть снасти на корабле

Устройство парусного корабля

Артикул 208492FD
2 042 Р 65 5503 Р

Количество —

Также, аутригерами называют выносные части банок — лодок, используемых на Филиппинах и в Индонезии. У яхт , аутригером называется любое приспособление, используемое для проводки такелажа либо для размещения балласта за пределами бортов судна. Аутригеры в большинстве классов яхт запрещены, пример разрешенного аутригера - летучая трапеция. Ахтердек шканцы — палуба первой кормовой надстройки. Он начинается сразу за грот-мачтой и идёт к корме за бизань-мачту. Как правило, с этой палубы на опердек вёл трап или два у больших кораблей , проходящий через большой центральный люк. На ахтердеке размещали лёгкую артиллерию и крепили снасти грот- и бизань-мачт. Под ним находились каюты офицеров и различные вспомогательные помещения. Шканцы являлись самым "почётным", торжественным участком на корабле и служили местом общего сбора экипажа. Употребляется при одномачтовых и полуторамачтовых типах парусного вооружения с бермудскими парусами йол и кеч. На современных яхтах ахтерштаги обычно снабжаются устройствами для регулирования натяжения, с целью изменения изгиба мачты, что, соответственно, меняет профиль паруса. В качестве регулировочных устройств применяются тали, гидравлические талрепы и др. Stern-post — задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль , борт , обшивка и набор ; к нему подвешивается судовой руль. Ахтерштевень на военных судах делаются обычно литыми из стали, а на гражданских — литыми или коваными. На одновинтовых и трехвинтовых судах ахтерштевень состоит из двух частей, соединенных в замок. Передняя часть, через которую проходит гребной вал, называется старнпостом, а задняя, на которую навешивается руль, — рудерпостом. На двух- и четырехвинтовых судах ахтерштевень состоит из одного рудерпоста. На больших трансатлантических пароходах ахтерштевень часто делается в виде одной отливки с кронштейнами гребных винтов. На деревянных судах ахтерштевень, или старнпост, составляется из собственно старнпоста и фалстарнпоста, устанавливаемых на киль на шипах. Аэрофинишер — устройство, состоящее из специального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца , за который зацепляется гак корабельного самолета. Концы троса намотаны на размещённые под палубой тормозные барабаны , которые проворачиваются против часовой стрелки под воздействием электромоторов или гидравлических агрегатов и тем самым дополнительно затормаживают приземлившийся самолет самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся значительно уменьшить.

Бабочка — способ несения парусов на судах, оснащенных косыми парусами, на курсах фордевинд и полный бакштаг , когда носовые паруса стаксели и т. При этом носовые паруса выходят из ветровой тени кормовых , работают более эффективно увеличивают скорость судна и способствуют повышению устойчивости на курсе. Баком называют также и всю переднюю часть палубы спереди от фок-мачты или носовой надстройки. Возвышение над верхней палубой в носовой части корабля называется полубак. Основное назначение баковой надстройки заключается в увеличении высоты борта в носовой части корабля, что важно для обеспечения хорошей мореходности, защиты верхней палубы от заливания при встречной волне и повышения непотопляемости.

часть снасти на корабле

В удлинённом баке на грузовых судах располагают грузовые твиндеки , на пассажирских судах — каюты. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства. У крупных современных кораблей высота борта обычно достаточно велика, и баковой надстройки как таковой они не имеют либо её существование объясняется иными причинами например, необходимостью в дополнительных помещениях. Бакборт — левый борт судна. На бакборте судно несет красный огонь, а на штирборте — зеленый. Термин бакборт берет начало из истоков судоходства. До того как на суда стали устанавливать штурвал по центру, они управлялись при помощи специального рулевого весла. Это весло держал рулевой, стоявший на корме судна. Однако большинство моряков были правшами. Это означало, что рулевое весло которое было шире обычного для лучшего управления прикреплялось к правой части судна. Бакборт назывался так потому, что рулевой кормчий при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. Слово starboard steerboard происходит от староанглийского слова steorbord , что буквально означает сторону, по которой судно управляется. Бакс — деревянная деталь штука , соединяющая киль с форштевнем на деревянных судах. Служит продолжением киля и, закругляясь кверху, соединяется с нижней частью форштевня. Парус устанавливается под углом к ветру. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. В бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует.

часть снасти на корабле

Соответственно с назначением бакштаги получают дополнительные названия: Бакштаги дымовой трубы, Бакштаги у боканцев. Бакштов — растительный трос, один конец которого крепится на корме корабля, а другой подается на шлюпку. Для постановки на бакштов шлюпка подходит к корме корабля. С корабля на нее подается бросательный конец , с помощью которого на шлюпку выбирается бакштов. На большой волне, когда шлюпке трудно подойти к корме, бакштов подается с помощью какого-либо плавучего предмета — спасательного круга, анкерка и т. Привязанный к плавучему предмету конец ветром сносится в сторону шлюпки. Баллер — в морском деле — ось вращения руля , скреплённая с пером руля или ось вращения кабестана. Балясина — точеный реёк , служащий ступенькой у штормтрапа. В зависимости от характера донных отложений различают банки каменистые, коралловые, ракушечные, а также сложенные рыхлым ракушечным или терригенным обломочный материал любого размера и состава, поступающий с суши материалом. Банкет — круглая или прямоугольная решетчатая деревянная площадка, уложенная на палубу для укладки тросов и др. Банник — деревянная колодка со щёткой на древке для очистки канала артиллерийского орудия от порохового нагара после выстрела и гашения остатков тлеющего зарядного картуза во избежании преждевременного воспламенения нового заряда. Имел цилиндрическую для пушек или коническую для мортир и гаубиц форму. Для последних использовались два банника — один для канала и один для каморы. С целью повышения эффективности гашения, банник перед использованием смачивали в воде с уксусом, которая находилась при орудии в специальных баклагах. В полевых условиях для ускорения заряжания второй конец древка комплектовался прибойником — цилиндром для досылания зарядного картуза. Название происходит от французской фразы en barbette, обозначающей стрельбу из орудия поверх парапета, а не через амбразуру. На корабле барбетом называется неподвижная открытая платформа для размещения вращающейся орудийной установки. Первыми барбетную установку артиллерии на кораблях применили французы. За толстым броневым кольцом открыто устанавливалось одно или несколько орудий. Такие установки были легче башенных и давали надёжную защиту для механизмов наводки, которые располагались внутри кольца. Англичане внесли свою специфику в конструкцию барбета. Вместо традиционного французского кольца он принял своеобразную вытянутую форму, напоминая при виде сверху разрезанную пополам грушу, в узкой части которой помещались зарядные устройства. Туда по защищенной броней подачной трубе поступал боезапас. Гидравлические приводы обеспечивали также вращение центральной платформы с орудиями и возвышение пушек. Во время парусного судоходства баркас обычно вместе с пинассом располагался на барринге между фок-мачтой и грот-мачтой. Баркасы спускались на воду для подвоза питьевой воды или продуктов питания.

Баркасы, как коллективные средства спасения на воде, были распространены во времена парусного судоходства. В настоящее время баркасы размещаются на кораблях очень редко, это связано с их большими размерами и сложностью в спуске на воду. Баркасом также называют небольшое самоходное судно, которое использую для перевозки людей и грузов по гаваням и на рейдах. Во времена парусного судоходства корабли, оборудованные баркасами, также использовали их для перевозки грузов, подвоза продовольствия и воды с берега на корабль. Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. Hollming в Раума и переданных советской стороне в период с по год: Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и принимая на себя первый удар давление при касании о причал или другое судно не даёт возможности повредить обшивку корпуса судна. В наши дни используется в основном только на малых судах и на парусниках. Иногда стальной профиль может быть наварен выше главной ватерлинии или в два параллельных ряда часто, один у главной ватерлинии, а второй на ширстречном поясе в зависимости от обводов корпуса с целью улучшения защиты корпуса судна. Баталер также баталёр, от фр. Баталеры предназначалось для нестроевых унтер-офицеров флота, заведовавших продовольственным и вещевым снабжением экипажей кораблей и береговых флотских команд. В ведении баталера мог находится унтер-баталер, или баталерский юнга из рядовых. Баталер избирается ревизором и утверждается командиром. Выделяют бейдевинд полный и крутой. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Stages — деревянные площадки, навешиваемые с бортов судна в виде ступенек для погрузки угля вручную с барж корзинами или мешками.

Морские термины

Стоя на них, грузящие передают уголь по рукам наверх. Слово бизань прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться "бегин-рей", а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово "крюйс". На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя, а все мачты между бизань-мачтой и фок-мачтой называются грот-мачтами и различаются порядковым номером. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна. Поперечная балка, поддерживающая палубу, платформу, крышу надстройки. Часть набора корпуса корабля. Предназначен для придания жесткости перекрытиям, распределения нагрузки палубы на борт, конструкции и переборки, обеспечения поперечной прочности корабля. В эпоху деревянного кораблестроения представлял собой четырёхгранный брус, отсюда английское название. С развитием и ростом размерений, цельный брус из одного дерева перестал удовлетворять требованиям к набору, и бимс стали делать составным. С появлением железа, а затем стали в кораблестроении, сначала железным стал набор, в том числе бимсы, и только позже обшивка. Поскольку палуба не выполняется плоской, бимс, кроме длины, ширины и толщины, характеризуется ещё изгибом кверху в средней части. Линейная величина изгиба называется погибь бимсов.

часть снасти на корабле

Современный бимс представляет собой металлическую обычно стальную сварную балку фасонного профиля, часто швеллер. Может быть одинарным или сдвоенным, рамным или усиленным. Для экономии веса может иметь отверстия в пластине. Если бимс установлен в районе отверстия в палубе — грузового люка, шахты, трапа — он не занимает всю ширину корпуса и имеет разрыв. В таком случае каждая часть его называется полубимс. Битенг раньше — бетинг, от голл. Оснащенные талрепом блоки образовывали тали для любой работы на судне. Корпус блока обычно делали из дуба или вяза, а шкивы - из тропического твердого дерева, меди или железа. Корпус часто снабжали медной втулкой, чтобы ось не изнашивалась слишком быстро. Один или два желобка - кипа - на оконечностях блока предназначались для простого или двойного стропов. Шкивы по окружности также имели полукруглый кип, чтобы трос шел по нему и не заклинивался. Обычные блоки имели овальную форму, их толщина зависела от числа и величины шкивов. В качестве блокшива могут использоваться корабли самых разных классов, за исключением только самых малых судов. Если в блокшив переоборудуется парусный корабль судно , то его разоснащают снимают с него такелаж. Как парусные, так и моторные суда при переделке в блокшив обычно разоружают снимают с них артиллерийское, ракетное, торпедное и иное вооружение, а также главные и вспомогательные механизмы. Борт — боковая часть судна, состоит из наружной обшивки и подкрепляющего набора. Правый борт принято называть штирбортом нидерл. Ботик — под словом ботик традиционно понималось не уменьшительно-ласкательное слово как кораблик или судёнышко , а бот меньшего размера. Brander — корабль, нагруженный легковоспламеняющимися либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов. Мог управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота. Брандеры широко использовались против деревянных судов, а также разнообразных защитных заграждений бонов, деревянных плотин и т. Брандеры как противокорабельное оружие потеряли своё значение в связи с распространением металлических судов. Brand — пожар, нем. Kugel — ядро — зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии, впервые появился в XVIII веке. Снаряжался зажигательным веществом, был цилиндрической формы и вместо одного отверстия очка для трубки как в обычном зажигательном снаряде имел от 3 до 5 отверстий. Снаряд оказался весьма ненадежным и опасным, часто разрывался при вылете из ствола и к середине XIX века от них отказались во всех европейских странах, включая и Россию, где брандскугель был официально снят с вооружения приказом от года. Braadspil — специальная лебедка с горизонтальным валом для подъема якоря и выбирания тросов при швартовке.

Основными элементами брашпиля являются двигатель обычно электрический или паровой , две звездочки цепных барабана с углублением для захвата якорной цепи, швартовные барабаны турачки , главный вал, лежащий в подшипниках на массивном фундаменте, разобщительные устройства, позволяющие производить одновременный или раздельный подъем двух якорей, а также выбирание швартовов. Входит в состав якорного устройства и швартовного устройства. Применяется на гражданских судах и кораблях ВМФ. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения дивизиона, отряда на борту. Традиционно командующие эскадрами адмиралы имели адмиральские флаги соответственно рангу. Если же эскадрой командовал капитан, ему на время командования давался ранг коммодора, и вместо флага полагался брейд-вымпел. Со временем брейд-вымпел стали поднимать командиры дивизионов, бригад, и других соединений, даже если были в адмиральском звании. Так как швартовый конец очень тяжёлый и его невозможно бросать на дальние дистанции, к петле швартового конца крепят тонкий и более лёгкий шкерт верёвка , на конце которого закреплён груз. При швартовке судна корабельная ШП швартовая партия по команде командира корабля выбрасывает заранее подготовленный бросательный конец выброску в сторону береговых швартовых партий. Береговая швартовая партия выбирает бросательный конец до начала швартового конца, после чего крепит его на кнехт, дальше действуют корабельные ШВ. Движения яхты в противоположном относительно крена направлении, вызванные несимметричностью корпуса, обычно являются причиной брочинга, чаще всего это происходит на курсах фордевинд и бакштаг. Если силу, возникшую в результате этих факторов, не удаётся компенсировать воздействием руля, то яхта уходит в брочинг. Очень часто брочинг происходит при несении спинакера и большом дифференте на нос, из-за чего происходит прорыв воздуха под днище лодки в район пера руля и, как следствие, — потеря управляемости. Брюк — мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. Буйреп — трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком томбуем , который указывает местонахождение якоря на грунте. Бульб , или носовой бульб — выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Лоция — пособие для плавания с описанием определенных районов моря и прилегающих берегов. Лоцман — моряк, хорошо знакомый с характером данного побережья и со всеми местными проходами и фарватерами. Лоцман является должностным лицом и по сигналу с корабля обязан явиться для того, чтобы провести его через данный район моря. Марсель — второй снизу прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Смотря по тому, какой мачте принадлежит, принимает название фор-марселя и грот-марселя. Мат — плетеный коврик, употребляемый на кораблях для предохранения от порчи дерева или троса в местах, подвергаемых трению. Мачта — высокое рангоутное дерево для постановки парусов. Обыкновенно на парусных судах имеется три мачты: Мачта состоит из двух или трех составных по длине частей: У мест соединения этих частей расположены площадки: Машинный телеграф — прибор, при помощи которого приказания с мостика передаются в машинное отделение. Мостик — поперечная площадка, возвышающаяся над верхней палубой, на которой сосредоточены приборы управления кораблем и где во время хода корабля обыкновенно находится командир. Найтов — обивка или перевязка тонким тросом для скрепления концов тросов, наложенных один на другой, или иных предметов. Нок — оконечность горизонтального или наклонного рангоутного дерева — например, реи, бугшприта, выстрела, гафеля и т. Оверштаг — крутой поворот корабля, движущегося под небольшим углом по направлению к встречному ветру в бейдевинд с правого галса на левый и наоборот. Отшвартоваться — отойти от берега, пристани, стенки причала, от другого судна. Палуба — горизонтальное перекрытие судна. Палубы ограничивают судно сверху верхняя палуба , а также делят его на несколько частей по высоте. Палуба служит для размещения жилых и служебных помещений, оборудования, механизмов и т. Парус — полотнище парусины специальной формы и размеров, смотря по назначению. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса прикреплены к реям и имеют вид трапеций, расположены поперек длины корабля. У нижних углов имеются снасти: Прямые паруса имеют несколько ярусов.

часть снасти на корабле

Четвертый ярус — бом-брамсели. Так как раньше парусным кораблям без помощи буксирных пароходов часто приходилось перетягивать с места на место путем завоза на шлюпке верпа с привязанным к нему кабельтовым, то вошло в практику измерять расстояние меньше мили числом кабельтовых. Кабельтов - шестифутовых морских саженей. В одной морской миле 10 кабельтовых. Каботажное судно, каботажник - судно. КАНАТ - канатом назывались самые толстые перлини и кабельтовы, привязывающиеся к якорю до применения для этой цели цепей. До сих пор якорную цепь часто называют цепным канатом или просто якорным канатом. КАТ - кран для подъема якоря. КАЮТА - комната на корабле. КИЛЬ - продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры. КЛЕТЕНЬ , клетневка - предохранительная обивка троса тонкими линями в тех местах, где от подвергается постоянному трению. КЛОТ , клотик - точеная шишка или кружок, надеваемый на вершину мачты или флагштока. КЛЮЗ - круглое отверстие в борту судна для пропуска перлиний, швартовов или якорных канатов якорный клюз. КНЕХТ - чугунная тумба или деревянная колонка для крепления снастей. КНОП - узел на конце снасти, не завязанный, а особым образом сплетнный из распущенных прядей. КОЖУХ - наделка, надстройка для прикрытия чего-нибудь, например кожух дымовой трубы. КОК - судовой повар. КОПРА - высушенная питательная ткань эндосперм плода кокосовой пальмы - кокосового ореха. Используется для получения кокосового масла, производства маргарина и мыла. КОРМА - задняя оконечность судна. Впоследствии кортик получил значение отличительного личного оружия морских офицеров. КРАНЕЦ - обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал или другое судно. КРЕН - наклон судна на бок, измеряется в градусах дуги инструментом, называемым кренометром. КУРС - направление, по которому идет судно. ЛАГ - 1 инструмент для измерения пройденного расстояния в скорости хода; 2 борт корабля. Например, отшвартоваться лагом то есть боком к пристани, к другому судну, приткнуться всем лагом к отмели.

часть снасти на корабле

ЛЕЕР - туго натянутая веревка, проволока или металлический прут, служашие для привязывания парусов леера на рееях или для защиты людей от падения в воду бортовой леер. ЛИНЬ - трос меньше 25 миллиметров в диаметре. ЛИХТЕР - мелкосидящее вспомогательное судно, служит для подвоза и отвоза груза стоящим на якорях кораблям. ЛОТ - прибор, измеряющий глубины, с его помощью достают образцы грунта со дна моря. ЛОЦИЯ - часть науки о кораблевождении, руководство для мореплавателей, подробное описание морей и омываемых ими берегов, маяков, знаков, створов и т. ЛЮКИ - отверстия в палубах: Из манилы изготавливают морские канаты,растительные тросы и т. МАРС - площадка на месте соединения мачты со стеньгой. Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж. Крюйс — слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса. Крюйс-рей — второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем. Кубрик — 1 Жилое помещение для команды. Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей. Куттер — самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна. Латинское вооружение — треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений. Левентик — курс судна относительно ветра: Парусное судно таким курсом идти не может. На парусниках этот курс используется для остановки судна привести судно к ветру. Лёгость — 1 Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязыаания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Водоизмещение до 5 тыс. Линёк — короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте. Линия баталии — боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя. Линь — тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини. Лисели — дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах. Лисель-спирты — тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Лонг-салинг — два деревянных продольных бруса, прикреплённые к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга. Лотлинь — специальная веревка линь , на которой подвешивается груз лот для измерения глубины. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т. Люверс — круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. Люгер — небольшое трёхмачтовое военное судно первой половины XIX в. Применялись для посыльной службы. Манильский трос — трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька. Мантыль — кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом — коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту выше комля , в строп блока закладывают талреп, а в коуш-гак сейталей. Марка — несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания. Марс марсовая площадка — площадка на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Марса-драйреп — снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён. Мартин-гик — рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа — утлегарь- и бом-утлегарь-штагов. Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъёма флажных сигналов и т. Миля морская — морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная м. Cтарая русская миля равнялась 7. Монитор — Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Морская сажень — 6 футов 1. Мортира — Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров. Неф — старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей. Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта гика, гафаля, рея и т. Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. Оверштаг — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом.

  • Река издревая новосибирская область рыбалка
  • Рулевая консоль для лодок пвх фото
  • Охотники и рыболовы бийск
  • Рыбалка харьков семеновка
  • Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна оверштаг или фордевинд [см. Любой другой маневр парусника поворотом не считается. Огон — кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево. Оплетка — конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками раделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр. Орудийный расчёт орудийная прислуга — личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию. Осадка судна — отстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна. Отдать конец — отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: Отсеки — внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками. Оттяжка — трос, укреплённый на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении. Пал — чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы. Палуба — горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: Встречаются другие наименования палуб. Пароходофрегат — военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину. Пакетбот — двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение т, вооружение от 12 до 16 пушек. Пеленгатор — прибор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила. Пиллерс - от англ. Пинка — парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около т. Планширь — самый верхний брус на фальшборте палубных судов фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы. Пластырь — устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой. Кабельтов — шестифутовых морских саженей. В одной морской миле 10 кабельтовых. Каботаж — плавание у своих берегов и между портами своего государства.

    Каботажник — судно, плавающее у своих берегов без захода в заграничные порты. Капер — судно воюющего государства, с его разрешения по каперскому свидетельству нападающее на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств. Кварта — мера жидких и сыпучих грузов, равная около 1,13 литра, то есть одна четверть галлона, который составляет 4,54 литра. Клетень, клетневка — предохранительная обивка троса тонкими линями в тех местах, где он подвергается постоянному трению. Клот, клотик — точеная шишка или кружок, надеваемые на вершину мачты. Через клотик пропускаются тонкие снасти, называемые сигнальными фалами. Концы — различные снасти, веревки на судне. Это слово обычно употребляется применительно к сравнительно коротким снастям или снастям, укрепленным одним концом к чему-либо. Кофель-планка — дубовая толстая доска с гнездами, укрепленная у борта корабля или мачты для пропуска через нее кофель-нагелей. Кранец — обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал. Латинские паруса латинское вооружение — треугольные паруса, которые пришнуровываются к длинному, часто составному рейку. Одно из древнейших парусных вооружений, сохранившееся до наших дней в неизменном виде. Получили распространение в Средиземном море со средних веков. Лоция — часть науки о кораблевождении, руководство для мореплавателей, подробные карты морей и омываемых ими берегов с указанием маяков, знаков, створов и т. Мостик — приподнятый над бортами судна и защищенный от ветра и волн помост, простирающийся от борта до борта. С мостика управляют судном. Найтов — прочная связка двух или нескольких предметов тросом. Принайтовать, снайтовать — связать друг с другом. Нактоуз — 1 медный колпак со стеклянным окошком и лампами; надевается в непогоду на компас; 2 деревянный шкафик, на котором установлен компас. Обстенить паруса — повернуть их или судно так, чтобы ветер ударил в обратную сторону парусов и они прижались к мачтам и стеньгам. При обстененных парусах судно получает задний ход. Перты и подперты — тросы, подвешенные под реями. На них матросы становятся ногами, расходясь по реям для крепления парусов.

    Планширь — горизонтально положенная толстая доска твердого дерева, ограничивающая верхний борт судна. Рангоут — собирательное слово для обозначения всех деревянных частей корабля, как то: Ростры — место на палубе, где уложен запасной рангоут. На рострах же иногда устанавливаются большие шлюпки. Картушка кружок, прикрепленный к магнитной стрелке компаса разделена на 32 румба и,. Компасные румбы, считая от севера через восток, юг и запад, носят следующие названия: Рыскливость — стремление судна бросаться в сторону ветра, свойство произвольно уклоняться в ту или другую сторону от курса. Сажень — на флоте применялась шестифутовая сажень, равная см. Свайка — круглый металлический клин, похожий на большое и толстое шило; употреблялась при такелажных работах. Скула — место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в носовую или кормовую часть — носовая или кормовая скулы, или в днище — бортовая скула. Стеньги — верхние продолжения мачт. Названия стеньг зависят от названия мачт, например: Такелаж — совокупность всех снастей на судне. Комиссар — чиновник на корабле, заведующий провизией; он состоит под ведением ревизора. Конвоир или конвоирующее судно: Кондуктор — воспитанник высшего класса технического училища морского ведомства. Конец — всякая свободная снасть небольшой длины. Корабельный инженер — строитель военных судов. Кошка — конец, имеющий девять хвостиков. Прежде кошкой наказывали виновных. Крейсеровать — плавать в известном месте или между определенными местами моря. Крейсерство — плавание в определенном районе. Крен — наклонение судна на бок. Кубрик — самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже ее идет трюм. Купец — купеческое судно. Проложить курс — определить по карте направление, по которому надо идти. Лавировать — идти по ломаной линии, ложась то на правый, то на левый галс бейдевинда. Лапа у якоря — лопасти, которыми заканчиваются рога якоря. Лебедка — небольшой брашпиль, назначенный и приспособленный к подъему тяжестей. Лежать на боку — говорится о судне, когда оно наклонено. Линь — тонкая веревка, трехпрядная, тоньше одного дюйма. Лот- линь — линь, привязываемый к лоту. Этим линем измеряется глубина моря. Лотовый — человек, который бросает лот.

    Бросать лот — измерять глубину. Марса-фал — снасть, которой поднимается марсель. Марсель — парус, который ставится между марса-реем и нижним реем. Грот- марсовой , который служит на грот-марсе. Фор- марсовой , служащий на фор-марсе. Бывает деревянная или металлическая; смотря по месту, занимаемому на палубе, называется: Бизань- мачта — самая задняя или третья с носа. Грот- мачта — средняя или вторая от носа мачта. Фок- мачта — самая передняя. Машинное отделение — отделение, занимаемое машиной. Мичман — первый офицерский чин в русском военном флоте. Идти в море — говорится о судне, оставляющем порт. Муссон — периодический ветер, который начинается и кончается всегда в те же времена года. Найтовить — связывать веревкой, делать найтов. Нактоуз — шкафок, в котором стоит компас на месте верхней крышки. Нижние паруса — так называются фок и грот на судах с прямыми парусами. Нижние реи — реи, служащие для нижних парусов. Нижняя мачта — собственно мачта без стеньги и брам-стеньги. Нетчих — отсутствующий на перекличке, не явившийся своевременно с берега. Обрезать нос или корму — пройти близко перед носом судна или за его кормой. Острога — копье, которым бьют китов и других рыб. Отдать паруса — распустить сезни, которыми паруса были привязаны. Отдать снасть — отвернуть снасть с кнехта, с утки и проч. Отдать якорь — бросить якорь в воду. Вахтенное отделение — половина вахты, или четверть всей судовой команды. Открытый рейд — рейд не защищенный от ветров и волнения. Открыть берег — увидеть, рассмотреть очертание берега. Отмель — пологость, идущая от берега в море, на которой глубина менее 5 сажень.

    Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах (fb2)

    Отряд — несколько судов, плавающих соединенно, составляют отряд. Отходить говоря о ветре — делаться попутным. Отшедшая широта — широта, от которой судно отправилось. Отшедший пункт — пункт, от которого судно отправилось. Очистить снасть — распутать, освободить ее. Ошвартовиться — привязаться к берегу или пристани помощью перлиней или кабельтовов. Палуба — помост или пол на судах. На палубе военных судов ставят артиллерийские орудия. Парадный трап — трап с правой стороны военного судна. Параллель — малый круг, параллельный экватору. Верхние паруса — паруса выше нижних. Нижние паруса — фок и грот. Отдать паруса — отвязать сезни, которыми паруса закреплены. Форсировать парусами — нести большую парусность, чем позволяет сила ветра. Парусная каюта — каюта, в которой хранятся запасные паруса. Парусник — мастеровой, который шьет паруса. Парусное судно — судно, плавающее исключительно под парусами. Пеленговать — замечать по пель-компасу румб, на который с судна виден какой-либо предмет. Пеленг — угол, заключенный между магнитным меридианом и румбом, на котором виден предмет. Пересечь экватор — пройти экватор. Переход — плавание от одного порта или места до другого. Перлинь — вантрос толщиною от 4 до 6 дюймов. Перты — род шпрюйтов под реями, на которых стоят люди при креплении парусов. Плехт — правый становой якорь. Давать погибь — давать выпуклость. Поддерживать пары — загрести жар в топках. Поднимать пары — растопить хорошенько топку, чтоб в котле образовалось больше пару. Подшкипер — помощник шкипера или самостоятельный содержатель унтер-офицерского звания. Позывные — флаги для распознавания судна. Истинный полдень — момент, когда солнце достигнет наибольшей высоты. Полубаркас — второй баркас, несколько меньших размеров против первого. Попутный ветер — ветер, дующий в корму или почти в корму. Послушное судно — хорошо слушает руля. Потравить — дать слабину снасти. Править — направлять курс корабля. Править вахтой — дежурить на судне, стоять на вахте. Прекратить пары — выгрести жар из топок. Придерживаться к ветру — идти ближе к линии ветра. Принайтовить — скрепить найтовом. Принять волну — выражение, употребляемое когда волна вкатится на палубу. Противное волнение — волнение, направляющееся против курса. Противный ветер — дующий по направлению, противному курсу судна. Пузо — выпуклость паруса, когда он надут ветром.

    Пункт — место корабля на карте. Путевой компас — компас, но которому правят судно. Разводить пары — затопить топки и поддерживать огонь, пока не образуются пары в котле. Разружить, разрушать — снять с судна такелаж и спустить рангоут. Рассыльный — отряжаемый с вахты матрос специально для посылок вахтенного начальника. Рангоут — мачты, снасти, реи, бушприт и проч. Рандеву — место встречи или соединения судов. Ревизор — офицер, заведующий хозяйственной частью на корабле. Риф — леер у паруса или ряд сезней, посредством которых площадь паруса уменьшается. Отдать рифы — развязать риф-штерты, которыми были взяты рифы. Ровный ветер — ветер без порывов. Рубашка паруса — середина закрепленного прямого паруса. Рубка — каюта на верхней палубе или полукаюта под люком. Рулевой — человек, который правит рулем. Руль — прежде называли — кормило; по-славянски: Прибор для управления судном.